Полковая землеройная машина ПЗМ является универсальной землеройной машиной предназначенной для отрывки как траншей, так и котлованов, засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Один и тот же рабочий цепной орган используется и для траншей и для котлованов. Кромке того, машина имеет вспомогательное бульдозерное оборудование и лебедку.
Принята на воорружение в 1968 году. Вариант машины под обозначение ПЗМ-2 отличался лишь технологическими усовершенствованиями.
Обычно в боевых условиях ПЗМ выполняет задачи отрывки котлованов и траншей для мотострелковых батальонов. В первую очередь они обычно используются при оборудовании командно-наблюдательных пунктов ком. батальона, командира полка, тылового пункта управления.

НАЗНАЧЕНИЕ:
ПЗМ-2 предназначена для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиции войск (до дивизионного звена).
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Техническая производительность: |
|
· при отрывке траншей -1,1м до IIIкат |
- 180 м/ч |
в IV кат |
- 35 м/ч |
· при засыпке рвов |
- 8 м3/ч |
· при отрывке котлованов |
- 140 м3/ч |
· Размеры отрываемого котлована: |
|
- один проход (глуб/ш.дна/ш.вверх) |
3000/2500/3500мм |
- мах возможного (глуб/ш.дна/ш.вверх) |
|
- в грунтах IV категории |
не применяется |
· Размеры отрываемой траншеи: |
|
- в грунтах I-III категории |
1200/650/900 мм |
- в грунтах IV категории |
1200/650/650 мм |
· Дальность выброса грунта |
|
· Время перевода специального оборудования в рабочее состояние |
- 3.5 мин |
· Расход топлива: - на 100 км по грунт |
- 55 л |
- на 1 мото/час |
- 37-24 л |
· Запас хода по топливу |
- 500 км |
· Брод/ при твердом грунте |
|
· Скорость: - мах транспортная |
- 45 км/ч |
- средняя по грунту |
- 20 - 25 км/ч |
· Базовая машина (изд. ) |
- Т-155.01 |
· Марка двигателя ( кВт) |
- СДМ-62 |
· Масса |
- 12,8 тонн |
· Расчет |
- 2 чел |
|
|
· Топливо: |
315 л / Л,З,А |
· Масло: (двиг/сист) |
20 л / 46 л мт-16п |
· Охлаждение: |
48 л / А-40, А-65 |
· Гидравлика:(сист/бак) |
150 л / 75 л АУ; ВМГЗ |
· Габариты: |
длина |
ширина |
высота |
Транспорт.пол. |
7 000 мм |
2 520 мм |
3 750 мм |
Рабочее пол. |
|
|
|
Машина была разработана в двух вариантах. Первый это для саперных рот мотострелковых и танковых полков. Второй вариант - для ВДВ. Как писалось "Аэротранспортабельный вариант". Машина второго варианта могла сбрасываться на грузовом парашюте. У ВДВешной машины кабина была обрезана по низ остекления, а рабочий орган отделялся и должен был сбрасываться от базовой машины отдельно.
Трудно представить себе более бредовую идею. Должен задействоваться персональный самолет для десантирования ПЗМ. При этом экипаж десантируется вообще с другого самолета (прыгать вместе запрещается правилами). И эти два солдата (а реально один) должен сначала отыскать базовую машину, разгрузить ее с платформы и отправится искать свой рабочий орган. Нашел (хотя трудно понять как он это сделает, радиомаячка на платформе не предусмотрено). А как теперь в одиночку прицепить его к машине? Прицепил каким то чудом. Вот теперь можно искать свою родную саперную роту полка.
Должен сказать, что даже во время испытаний ни разу не удалось выполнить задачу десантирования ПЗМ полностью. И никто и никогда в войсках и не пытался десантировать ПЗМ. Но вследствие огромного влияния энтузиаста ВДВ генерала Маргелова такая машина существовала и даже стояла в боксах десантных полков. Отправляясь на учения, ее обычно оставляли мирно дремать в парке, поскольку десантники никогда не были склонны зарываться в землю. Да и не умели никогда.